Основные изменения в налоговом законодательстве

Верховной Радой был принят Закон №466-ІХ от 16.01.2020 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» (далее - Закон). Этим законом вносятся изменения в почти все разделы Налогового кодекса Украины (далее - НК). 21 мая Закон был подписан Президентом Украины и 22 мая опубликован в газете «Голос Украины». Рассмотрим более подробно какие изменения произошли в налоговом законодательстве.

Администрирование налогов

Теперь индивидуальные налоговые консультации могут предоставляться в устной, письменной и электронной форме (ст.52 НК). Исключено понятие «Единая база», все индивидуальные налоговые консультации заносятся в Единый реестр индивидуальных налоговых консультаций.

Кодекс дополнен нормой (в пп.56.3-1 ПК), согласно которой в контролирующий орган, который принял оспариваемые решения, могут быть обжалованы принятые контролирующим органом в отношении нерезидентов, осуществляющих в Украине деятельность через обособленные подразделения:

  1. решение о постановке на налоговый учет нерезидента;
  2. налоговое уведомление-решение, вынесенное в связи с определением денежного обязательства в порядке, предусмотренном пп.141.4.2 ПК;
  3. налоговое уведомление-решение, вынесенное в связи с определением денежного обязательства в порядке, предусмотренном п. 117.1 и 117.4 НК;
  4. налоговое уведомление-решение, вынесенное в связи с определением денежного обязательства в порядке, предусмотренном п. 133.3 НК.

 

В пп.57.1. ПК внесены изменения, согласно которым если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, последним днем уплаты налогового обязательства считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.

Также в случае доначисления налоговых обязательств контролирующим органом, плательщик обязан уплатить начисленную сумму в течение 10 рабочих (было - календарных) дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения.

О постановке на учет налогоплательщиков. До внесения изменений постановка на учет по месту учета осуществлялась не позднее следующего рабочего дня, после внесения изменений - в день получения сведений (ст.ст.64, 65 НК).

Ст. 77 ПК дополнена нормой, согласно которой внесение изменений в план-график проведения документальных плановых проверок допускается не чаще одного раза в первом и одного раза во втором квартале такого года за исключением изменений, связанных с изменением наименования уже включенного в план плательщика, исправления технических ошибок.

Налог на прибыль предприятий

Ст. 133 ПК уточняет относительно круга налогоплательщиков, а именно:

  1. Субъекты хозяйствования юридические лица, избравшие упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога при выплате доходов (прибылей) нерезиденту с источником их происхождения из Украины. При этом плательщики единого налога четвертой группы не являются плательщиками налога при выплате дивидендов.
  2. Субъекты хозяйствования юридические лица, избравшие упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога при получении скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании.
  3. Плательщиками налога являются физические лица-предприниматели, в т. Ч. Такие, которые избрали упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, по выплаченных нерезиденту доходов с источником их происхождения в Украине.
  4. Юридические лица, образованные в соответствии с законодательством других стран и имеют место эффективного управления на территории Украины.

 

Кроме этого, по новым правилам, объект налогообложения может определяться без корректировки финансового результата в случае, если доход от любой деятельности за последний годовой отчетный период не превышает 4 0000 000 гривен (ранее - не более 2 0000 000).

Также повышен стоимостный критерий определения основного средства с 6000 гривен до 20000 гривен.

ПК дополнен п.43-1, согласно которому плательщики налога на прибыль с 1 января 2020 до 31 декабря 2030 имеют право применять в налоговом учете ускоренные минимально допустимые сроки амортизации для объектов основных средств:

  1. 4 группы (машины и оборудование) и 5 группы (транспортные средства) - 2 года;
  2. 3 группы (передаточные устройства) и 9 группы (другие основные средства) - 5 лет.

 

Для применения ускоренной амортизации основных средств, они должны быть введены и эксплуатацию в период с 1 января 2020 до 31 декабря 2030, не быть в использовании до этого, использоваться в собственной хозяйственной деятельности и не могут продаваться и предоставляться в аренду другим лицам (кроме налогоплательщиков , основным видом деятельности которых являются услуги по предоставлению в аренду имущества).

Согласно изменениям пп.138.3.1. ПК налоговая амортизация не начисляется за те периоды, когда объекты основных средств не эксплуатируются в хозяйственной деятельности плательщика в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием и консервацией. Также из этого пункта исключены слова «кроме производственного метода», таким образом производственный метод будет применяться для целей налоговой амортизации.

Налог на добавленную стоимость

Внесены изменения относительно порядка регистрации плательщика НДС. Так, согласно п.183.3. ПК в случае добровольной регистрации регистрационное заявление подается не позднее, чем за 10 календарных дней до начала налогового периода (ранее - 20 дней).

Регистрационное заявление теперь подается в контролирующий орган средствами электронной связи в электронной форме.

Пп.183.15. ПК новой редакции закрепляет, что в случае преобразования юридического лица - плательщика налога или изменения данных о наименовании/налоговом номере налогоплательщика, проводится перерегистрация плательщика налога, для чего налогоплательщик подает заявление в течение 10 рабочих дней. Если в течение установленного срока заявление не было подано, регистрация плательщиком НДС аннулируется.

Перерегистрация в связи с изменением наименования (кроме преобразования) налогоплательщика осуществляется контролирующим органом без представления заявления плательщиком на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований.

В случае изменения ставки единого налога регистрационное заявление подается не позднее, чем за 10 (ранее - 15) календарных дней до начала календарного месяца, в котором будет применяться ставка единого налога, предусматривающий уплату НДС (п.183.4. ПК). В п.187.1. ПК внесены изменения, согласно которым могут применять кассовый метод налогового учета по операциям по выполнению подрядных строительных работ как подрядчики, так и субподрядчики.

Налоговый кодекс дополнен нормой, согласно которой освобождаются от обложения НДС операции по поставке товаров/услуг на таможенной территории Украины, предусмотренные для предоставления гуманитарной помощи дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями иностранных государств и представительствами международных организаций в Украине (п. 197.2. НК).

Пп.198.6. ПК дополнен новым абзацем в отношении плательщиков НДС, применяющие кассовый метод учета налога. Такие плательщики суммы, указанной в налоговых накладных/расчетах корректировки, зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных, но не включенные в налоговый кредит в течение периода 1095 календарных дней с даты составления таких накладных/расчетов корректировки в связи с отсутствием фактов списания средств с банковского счета/выдачи с кассы или предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных товаров/услуг, имеют право на включение таких сумм в налоговый кредит в отчетном налоговом периоде, но не позднее чем через 60 календарных дней с даты такого списания, предоставления других видов компенсаций.

Изменениями в пп.200-1.3. ПК предполагается, что при расчете общей суммы пополнения с текущего счета налогоплательщика счета в системе электронного администрирования налога учитывается сумма средств:

  1. изъятых и зачисленных контролирующими органами на счет налогоплательщика в счет погашения налогового долга по налогу на добавленную стоимость за периоды, начиная с 1 июля 2015;
  2. в случае проведения расчетов налогоплательщика по погашению задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, отопление и снабжение горячей воды, услуги централизованного водоснабжения, водоотведения, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг водоснабжения тарифам, которые утверждались/согласовывались органами государственной власти или органами местного самоуправления, за счет субвенции государственного бюджета местным бюджетам с последующим направлением средств в счет погашения задолженности по налогу.

 

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Законом внесены изменения в пп.164.2.2. ПК, согласно которым получатель суммы вознаграждений и других выплат, начисленных (выплаченных) в соответствии с условиями гражданско-правового договора от физических лиц - плательщиков единого налога четвертой группы, больше не обязан включать суммы таких доходов к годовой налоговой декларации за отчетный год и самостоятельно платить с них налоги и сборы.

Также разрешено не включать в общий налогооблагаемый доход возмещения морального вреда в размерах, которые определены решением суда, но не выше четырехкратного размера минимальной заработной платы.

Внесены изменения и относительно получения рассрочки на уплату НДФЛ. Раньше можно было получить в случае прощения основной суммы долга и/или процентов по ипотечным кредитам до истечения сроков исковой давности. После внесения изменений - только в случае прощения основной суммы долга.

Согласно изменениям пп.165.1.27. ПК в общий налогооблагаемый доход не включается также сумма страховых выплат/возмещений, осуществляемых Моторным (транспортным) страховым бюро Украины в соответствии с законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».

Согласно пп.170.1.5. и 170.1.6. ПК, в случае совершения нотариального действия относительно удостоверения договора аренды объектов недвижимости, нотариус или риелтор, через посредство которого заключен гражданско-правовые соглашения об аренде недвижимости, обязаны направить информацию о таких договорах контролирующему органу. Согласно внесенным изменениям, за нарушение порядка/сроков представления информации нотариусы и риелторы несут ответственность, предусмотренную ст. 119-1 ПК, а именно штраф 680 гривен за первое нарушение, 1360 гривен за каждое следующее течение года.

Кроме того, теперь в продаже инвестиционного актива приравниваются операции по возврату налогоплательщику денежных средств или имущества (имущественных прав), предварительно внесенных в уставный капитал эмитента корпоративных прав, в случае выхода такого плательщика из числа учредителей (участников), уменьшения уставного капитала такого эмитента или ликвидации такого эмитента.

Уточняется в пп.170.2.6. ПК, что не учитываются при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами или деривативами расходы, понесенные налогоплательщиком в течение отчетного периода, связанные с приобретением ценных бумаг и деривативов, эмитенты которых на момент заключения соответствующего договора включены Национальной комиссией по ценным бумагам и фондового рынка в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности.

К доходу, который не облагается налогом, включен доход от продажи/обмена объекта незавершенного строительства (пп.172.2. ПК).

Также изменилась ставка налогообложения дохода от продажи легкового автомобиля/ мотоцикла/мопеда. Теперь в соответствии с пп.173.2. ПК доход, полученный от продажи второго объекта движимого имущества, учитывается по ставке 5%, а доход, полученный от продажи третьего и последующего объекта движимого имущества в течение отчетного года - 18%.

Единый налог

Пп.291.4 ПК закрепляет такие лимиты годового дохода налогоплательщиков:

  1. первая группа - физические лица - предприниматели, не использующие труд наемных лиц, которые осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 гривен;
  2. вторая группа - физические лица - предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев:
    • не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек;
    • объем дохода не превышает 5 000 000 гривен.
  3. третья группа - физические лица - предприниматели, не использующие труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не ограничено и юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 7 000 000 гривен.

 

Согласно новому закону плательщик единого налога третьей группы, который избрал ставку единого налога в размере 5 процентов, в случае добровольного изменения ставки единого налога должен подать заявление об изменении ставки не позднее, чем за 10 (было - 15 дней) календарных дней до начала календарного квартала в котором будет применена новая ставка (пп.293.8. ПК).

Уточняется также пп.294.1. ПК. Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога третьей группы является календарный квартал, кроме налогового периода для налоговой отчетности по НДС, в этом случае - календарный месяц.

В пп.297.1. ПК внесены изменения, согласно которым теперь плательщики единого налога первой-третьей групп не освобождаются от уплаты земельного налога в случае предоставления земельных участков в аренду, наем, ссуду.

Пп.298.2.3. ПК было предусмотрено, что плательщики единого налога обязаны перейти на уплату других налогов и сборов при наличии налогового долга на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов. Законом дополнено, что сумма такого долга должна превышать сумму, определенную абзацем 3 пп.59.1 ПК, а именно 60 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Также внесены изменения относительно сроков подачи заявлений. В случае изменения налогового адреса субъекта хозяйствования, места осуществления хозяйственной деятельности заявление подается не позднее последнего дня квартала, в котором произошли такие изменения. В случае изменения ставки единого налога заявление подается не позднее, чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применена такая ставка (пп.298.6. ПК).

Другие изменения

Законом расширено понятие дивидендов. Кроме платежей в денежной или неденежной форме, осуществляемых юридическим лицом в пользу ее основателя и/или участника (участников) в связи с распределением чистой прибыли, к дивидендам приравниваются:

  • суммы доходов в виде платежей за ценные бумаги (корпоративные права)
  • стоимость товаров (работ, услуг), кроме ценных бумаг и деривативов, приобретаемых у нерезидента в контролируемых операциях
  • сумма занижения стоимости товаров (работ, услуг), которые продаются нерезиденту в контролируемых операциях
  • выплата в денежной или неденежной форме, которая осуществляется юридическим лицом в пользу ее основателя/участника-нерезидента в связи с уменьшением уставного капитала, выкупом юридическим лицом корпоративных прав в своем уставном капитале, выходом участника из состава хозяйственного общества.

 

Теперь плательщик, который подает отчетность в электронном виде или прошел электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете, сможет подать заявление о желании получать документы от налоговых органов в электронном виде.

Касательно утраты или повреждения документов, внесены изменения в порядок восстановления таких документов и предоставления их контролирующему органу. В случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщик теперь должен не просто сообщить об этом соответствующий орган, а и предоставить документы, подтверждающие наступление события, которое привело к потере, повреждению или досрочному уничтожению. В случае невозможности проведения проверки из-за потери документов, такая проверка переносится до момента восстановления документов, но на срок не более 60 дней.

Таким образом, изменения касаются и налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, и налогового учета, штрафных санкций, единого налога и так далее. Следует отметить, что некоторые изменения, предусмотренные законом, уже были внесены другими законами. Большинство изменений вступают в силу после официального опубликования - 23.05.2020 года, но часть позже - 01.07.2020 года и 01.01.2021 года.