Повышение штрафов за выпуск опасной продукции

Верховная Рада приняла за основу проект Закона № 2172 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уменьшения давления на бизнес со стороны органов рыночного надзора».

Как указано в пояснительной записке, целью законопроекту является совершенствование законодательства в сфере государственного рыночного надзора. Документ направлен на уменьшение коррупционных рисков в деятельности должностных лиц при осуществлении проверок, усиление защиты потребителей и других общественных интересов в случае выявления на рынке непищевой продукции, опасной, представляет риск и / или не соответствует установленным требованиям.

Основными предложенными изменениями предлагается:

устранить дублирование контроля по отдельным видам продукции, а также уточнить некоторые исключения из сферы действия рыночного надзора.

В частности, предлагается дополнить или уточнить перечень исключений из сферы действия Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» такими видами продукции, контроль (надзор) за которыми осуществляется с помощью других надзорных режимов, а именно:

oбъекты строительства, определенные Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности»; воздушные суда, их компоненты и оборудование; драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них (ювелирные и бытовые).

  • обеспечить возможность осуществления рыночного надзора коллегиальными органами (например, НКРСИ, которая технически компетентная осуществлять рыночный надзор радиооборудования, включая мобильные телефоны и смартфоны, но не имеет выделенных на это законом полномочий);
  • унифицировать разновидности проверок характеристик непищевой продукции (уточнение видов проверок вместо существующих трех (выездная / невыездная / сопряжена), что позволит избежать злоупотреблений, установить четкие и прозрачные требования к инспекторам органов рыночного надзора и субъектов хозяйствования относительно перечня и сроков предоставления документов при проведения проверки;
  • установить четкий срок отправки субъекту хозяйствования постановления о наложении штрафа (16 дней после проведения проверки), что позволит избежать случаев отправки постановлений о наложении штрафа «задним числом»;
  • предусмотреть проведение проверки характеристик продукции у ее производителей только в случае, если есть документально подтвержденные основания полагать, что продукция опасна, представляет риск и / или не соответствует установленным требованиям вследствие действий или бездействия производителя такой продукции;
  • установить четкий запрет проверять продукцию другого вида (типа), категории и / или группы, не является предметом конкретной проверки, позволит сфокусировать проверку и предотвратить злоупотребления;
  • увеличить размер штрафных санкций для усиления ответственности субъектов хозяйствования, соответствует европейской практике, и, согласно европейским требованиям, обеспечивает пропорциональность и результативность наказания, а также предотвращает совершению нарушений в будущем.

 

Авторы проекта отмечают, что на сегодняшний день штрафы настолько малы, что субъекту хозяйствования выгоднее заплатить штраф и в дальнейшем выпускать продавать несоответствующую или даже опасную продукцию, чем принять меры к тому, чтобы продукция соответствовала установленным требованиям.