Херсонская область может стать свободной экономической зоной

6 марта 2020 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона Украины о свободной экономической зоне и специальном режиме инвестиционной деятельности в Херсонской области.

В большинстве развивающихся стран, как и во многих развитых странах, основным механизм привлечения иностранных инвестиций является создание особых (свободных) экономических зон.

Инициатором законопроекта отмечается, что приток прямых иностранных инвестиций в развитые страны в 2018 – 2019 годах достиг самого низкого показателя с 2004 года и сократился на 27%. В частности, приток инвестиций в Европу снизился вдвое до менее чем 200 млрд. долл. США из-за оттока капитала из нескольких крупнейших европейских стран в США.

В рамках специальных (свободных) экономических зон государства предлагают налоговые льготы, освобождение от пошлин и тарифов; вводят благоприятные для бизнеса правила предоставления землеотводов, разрешений и лицензий, а также нормы, касающиеся найма сотрудников; и обеспечивают упрощение и рационализацию административных процедур.

Специальная (свободная) экономическая зоны являются одним из самых эффективных инструментов обеспечения роста национальной экономики благодаря активизации депрессивных регионов, использования имеющегося финансового, человеческого, технологического потенциала, стимулирование экспортной деятельности, привлечения инвестиций.

Что касается Украины, то первые специальные (свободные) экономические зоны на ее территории были введены еще в 1992 году, но льготный режим был отменен в 2005 году. С 2005 года в Украине субъекты хозяйствования в специальных (свободных) экономических зонах и на территориях приоритетного развития осуществляют свою деятельность по общим правилам налогообложения и не имеют никаких специальных преференций.

Целью законопроекта является определение порядка образования и особенностей функционирования свободной экономической зоны и введения специального режима инвестиционной деятельности в Херсонской области.

Инициатор законопроекта выбрал именно Херсонскую область потому что:

  1. Херсонская область имеет наиболее выгодное географическое положение, что обусловливает значительный транзитный потенциал;
  2. Имеет значительный объем высокопроизводительных земель и водных ресурсов, а также благоприятные климатические условия для развития сельскохозяйственного производства;
  3. Выход Херсонской области в азово-черноморского побережья имеет рекреационный потенциал и дает возможности для развития туризма;
  4. Имеет значительный потенциал в развитии промышленного комплекса.

 

Создание СЭЗ в Херсонской области позволит привлечь инвестиции в приоритетные сферы экономической деятельности для создания новых рабочих мест, внедрение новых технологий, модернизации действующих производств, развития внешнеэкономических связей.

Основные положения законопроекта:

  • образование СЭЗ в Херсонской области сроком на 50 лет;
  • инвесторы в СЭЗ – юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), в том числе граждане Украины, которые постоянно проживают за пределами Украины, а также иностранные государства в лице уполномоченных органов и международные организации;
  • государство гарантирует обеспечение одинакового подхода ко всем инвесторам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
  • органы управления СЭЗ – Херсонский областной совет, Херсонская областная государственная администрация, городские, поселковые и сельские советы, а также исполнительные органы городских, поселковых и сельских советов, органы хозяйственного развития и управления СЭЗ "Региональное инвестиционное агентство»;
  • субъекты СЭЗ – субъекты предпринимательской деятельности – юридические лица и физические лица-предприниматели, которые расположены на территории СЭЗ и реализуют на этой территории инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономической деятельности на основании соответствующего договора (контракта);
  • регистрация субъектов СЭЗ является бесплатной;
  • в зависимости от минимального суммарного объема инвестиций в соответствующие инвестиционные проекты, субъекты СЭЗ делятся на первую и вторую группы;
  • органы управления издают субъекту СЭЗ свидетельство о регистрации, которое подтверждает право на получение определенных льгот;
  • на территории СЭЗ вводится таможенный режим свободной таможенной зоны;
  • субъектам СЭЗ предоставляются льготы по уплате налога на прибыль предприятий;
  • в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения юридическим лицом или физическим лицом-предпринимателем (субъектом СЭЗ) условий заключенного договора (контракта) по реализации инвестиционного проекта, такой субъект СЭЗ несет имущественную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Украины и соответствующим договором (контрактом).

 

Одновременно с этим законопроектом в ВРУ были представлены законопроекты о внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы Украины.