Проект закона «О труде»: отличия от действующего закона

На сегодня трудовые отношения регулируются Кодексом законов о труде, который был принят в 1971 году. Нормы этого Закона уже не могут всесторонне и полностью регулировать современные трудовые отношения, поскольку имеют устарелые положения, а, например, такие сферы, как фриланс и дистанционная форма труда, вообще не регулируются. Поэтому актуальным является внесение изменений в законодательство в сфере труда. В конце 2019 правительство на сайте ВРУ зарегистрировало законопроект №2708 «О труде». Какие же его отличия от старого закона?

Прежде всего, законопроект состоит из 98 статей, объединенных в такие 9 глав: общие положения; трудовые отношения и трудовой договор; рабочее время; отдых; оплата труда; гарантии и компенсации, материальная ответственность работника; индивидуальные трудовые споры; государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства; заключительные положения.

Одним из положительных нововведений является закрепление понятия трудовых отношений и их признаков. Это сделает невозможным заключения гражданско-правовых договоров вместо трудовых.

Также предлагается изменить порядок учета трудовой деятельности работников. Вместо учета путем заполнения трудовых книжек закрепляется ведение записей в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования.

Законопроект предусматривает закрепление 7 видов трудового договора:

  • бессрочный;
  • срочный (не более чем на 5 лет);
  • краткосрочный (до двух месяцев);
  • сезонный;
  • с нефиксированным рабочим временем;
  • ученический;
  • трудовой договор с домашним работником.

 

Исключена возможность преобразования срочного договора в бессрочный в случае его неоднократного перезаключения. Новеллой является договор с нефиксированным рабочим временем, согласно которому обязанность работника выполнять работу возникает исключительно при условии предоставления работодателем доступной работы, без гарантий того, что такая работа будет предоставляться постоянно. Работники должны быть обеспечены работой не менее 8 часов в месяц, выполнять работу должны в любое время, когда их вызовут. Количество таких трудовых договоров у работодателя не может превышать 10% общего количества трудовых договоров. Ученический трудовой договор сочетает выполнения должностных, рабочих обязанностей с обучением на рабочем месте и заключается на срок до 6 месяцев. По трудовому договору с домашним работником, то он заключается при использовании домашней работы, выполняемой с целью обслуживания домашнего хозяйства (семьи).

Также изменения предлагаются и в правилах увольнения с работы. Процедура увольнения должна быть прописана в трудовом или коллективном договорах, сам законопроект такую процедуру не содержит. На смену изданию приказа об увольнении предлагается заключение дополнительного соглашения к трудовому договору.

Законопроект закрепляет новые основания для расторжения трудового договора. Вместо увольнения по сокращению предлагается расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Указывать причины увольнения в данном случае не требуется. Увольнение за систематическое нарушение трудовой дисциплины изменится расторжением трудового договора в связи с нарушением работником условий трудового договора более двух раз в течение 180 календарных дней, а перечень условий договора, за нарушение которых возможно увольнение, должен закрепляться в трудовом договоре. Также возможно закрепление дополнительных оснований для увольнения в трудовом договоре.

Кроме этого, законопроект более детально регламентирует деятельность Государственной службы Украины по вопросам труда, закрепляет права инспекторов труда, порядок осуществления проверок и права объектов посещений.

Также предлагается изменить процедуру разрешения трудовых споров. Вместо разрешения споров комиссией по трудовым спорам предлагается использовать медиацию, которая может быть судебной и внесудебной.

В законопроекте совсем не упоминаются профсоюзы, а представителями работников являются лица, уполномоченные трудовым коллективом на представительство интересов.

Проанализировав законопроект можно сделать вывод, что этим документом устанавливается минимальное регулирование трудовых отношений, а более детальное регулирование должно закрепляться в трудовом договоре напрямую. Большинство условий трудовых отношений между сторонами могут быть отличными от тех, что устанавливаются законом, и регулироваться по договоренности сторон. Хотя этот законопроект отменяет ряд законов («Об оплате труда», «Об отпусках», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и т.п.), но не все отношения, регулируемые отмененными законами, урегулированы этим законопроектом.